Друзья, я продолжаю создавать фотопроект «Клеймо». В прошлый раз я рассказывал о Дарье. Сегодня речь пойдёт о Сергее.
Один день из жизни бездомного.
Моя история взаимоотношений с бездомными тянется с 4 курса университета. Как сейчас помню, я готовил поздравительное видео на день факультета. Идея была такой — я походил к бездомным на улице и просил их зачитать на камеру заранее заготовленный текст, затем всё это монтировал и получалось поздравительное видео. Уже не вспомню, на каких условиях я договаривался с «моделями». Вероятно, платил им по 50 рублей за их работу. Несмотря на всю комичность ситуации, получилось здорово. Что примечательнее, я понял, что среди бомжей есть много адекватных людей. Со многими было действительно приятно общаться. Чувствовалось, что зачастую им не хватает нормального человеческого общения. И вообще у меня сложилось впечатление, что многие из оказавшихся на улице гораздо приятнее некоторых моих знакомых. Такие же люди, просто любят выпить и не имеют возможности сходить в душ.
Идея найти бездомного для проекта посещала меня и ранее. Однажды я уже предпринимал попытку найти героя на Казанском вокзале, но не свезло. Я бродил по зданию в поисках интересного фактурного лица, но встречал в основном опухших жалких индивидуумов, которые навряд ли смогут поведать интересную историю. Нагулявшись вдоволь, я направился к выходу и приметил интересного мужчину лет 50 с выразительными глазами и густыми бровями. Мы даже немного поболтали, и я предложил ему сделать съёмку на следующий день, но, вернувшись, не обнаружил его. Тогда я спрашивал себя: «Как ты вообще додумался строить договорённости с бомжом??? Почему нельзя было сфотографировать сразу?»
Очевидно, я вынес уроки из того случая и в этот раз решил действовать иначе: приду на вокзал, пройдусь по этажам, но буду стараться найти тех, кто не собирается в компаниях по 10-15 человек и поглощает спиртное. Я буду искать одиночек — с ними будет проще найти контакт.
На 2 этаже я встречаю компанию из трёх мужичков лет 45-50. Они выглядят вполне адекватными и трезвыми, чего не скажешь о компании из 15 «алконавтов», которых я встретил за пару минут до этого. Я решаю подойти и разузнать, где я могу найти потенциальных героев для своего проекта. На удивление они оказались очень приветливыми, внимательно выслушали меня и стали интересоваться проектом. Один из них, забегая вперёд, скажу, и станет героем этой серии и тем самым «кентом, которого мне нужно держаться».
— Тебя как зовут? — интересуется мой новый друг.
— Олег.
— Олег, ты скажи, что ты конкретно ищешь?
— Я создаю проект про разных интересных людей. Мне посоветовали поискать бездомного. Поэтому я здесь. Я ищу интересные истории.
— Алексей? Ты же Алексей?
— Я Олег.
— Олег, давай я тебе свою расскажу, — лёгкое амбре, исходящее из уст собеседника, создаёт подходящую атмосферу и помогает настроиться на предстоящее повествование, — Я вообще так-то не бездомный — я пограничник. Отучился на каменотёса-гранитчика в Балашихе. Служил под Литвой в 89-91. Потом работал какое-то время по специальности — делал надгробные плиты. Я сам из Тамбовской области. Последние лет 15 езжу в Москву, работаю охранником на вахте. Здесь на вокзале оказался случайно.
— А что произошло?
— Я вообще не пьющий… но иногда могу загулять… на день… два… неделю, — его глаза стремительно наливаются слезами, — Я, пока не насытился, не могу остановиться.
— Как вас зовут?
— Сергей. В Балашихе я Глеб — в Тамбове я Джон.
— Глеб?
— Моя фамилия Глебов.
— А Джон?
— Это из какого-то фильма.
— Так что у вас случилось, Сергей?
— Я консьержем работаю в одном элитном жилом комплексе. К нам приезжала недавно Ольга Бузова — была в гостях у друзей. На обратном пути она увидела, как мой напарник достал телефон и, решив, что он хочет сфотографировать её, крикнула: «Даже не думай!» — а он и не собирался этого делать. Он убрал телефон, а она в качестве благодарности подарила нам бутылку шампанского.
— И вы, конечно, решили выпить?
— Мы вбили в поиске, сколько оно стоит — 10 тысяч! И я не удержался… А если начал, то остановиться уже не могу. Через неделю меня вызвал начальник охраны и говорит: «Пропейся, съезди домой, выспись, а потом приходи. Сделай что угодно, но чтобы тебя здесь в таком состоянии не было». И я отправился на вокзал…
Я слушаю Сергея, а в это время туда-сюда снуют подозрительные персонажи, внимательно рассматривают меня и как будто о чём-то договариваются. Неожиданно к нам подходит барышня маргинального вида. Кажется, я видел её раньше, пока искал героя.
— Что вам надо? Оставьте его в покое! — беспардонно начинает она.
— Эм… я ищу героев для своего проекта. Мы просто общаемся. Мне интересна история Сергея.
— А что насчёт компенсации?
— О какой именно компенсации идёт речь? Я думаю, мы сами с Сергеем договоримся об условиях.
— Вы должны бу… — икота прервала и без того несвязную речь моей оппонентки, — Вы должны будете оплатить его работу ПО ЗАКОНУ!!
Незнакомка уходит — амбре остаётся. Сергей вводит меня в курс дела. В мире бездомных существует иерархия близкая к тюремной. Есть смотрящие, положенцы, бродяги. Есть свой «общак». На тюремном жаргоне его, как человека, который служил, назвали бы «автоматной мордой».
— Я не смогу поведать тебе всё (забегая вперёд, скажу, что у бутылки водки было другое мнение на этот счёт), потому что «местные» на меня и так косо смотрят. Да и тебе нужно быть осторожней. Тут могут «завалить». Знаешь, что это значит?
— Ну, вероятно, избавиться от человека?
— Нож в «бочину» всадят, и никто даже не заметит.
— Я понял. И всё-таки… что было после того, как вы отправились на вокзал?
— У меня было 5000 в кармане, и нужно было просто купить билет до Тамбова. Но я познакомился с ними, — Сергей кивает в сторону своих «приятелей», — Я очень доверчивый, ведомый. Никогда не могу отказать. Слово за слово и мы уже идём за выпивкой. Потом ещё. И ещё. Я уснул. А когда проснулся, ни документов, ни телефона, ни сумки с вещами уже не было.
— Так можно же посмотреть по камерам? Может, их кто-то нашёл и отнёс в камеру хранения?
— Вещи воруют свои же. И полиция всё это знает. Они «крышуют» тех, кто это сделал. Это чисто бизнес. Хочешь пройтись по вокзалу?
Я соглашаюсь, и мы отправляемся на променад. Параллельно расспрашиваю Сергея о семье и причинах его загулов.
— Меня в Тамбовской области жена ждёт. У нас хозяйство: коровы, куры, свиньи. Дома работы никакой нет, поэтому езжу на заработки сюда. Старшему сыну предложили возглавить отдел полиции в Воронежской области. Больше всего боюсь, что он узнает, где я сейчас и что со мной.
— А что послужило причиной ваших загулов? С чего-то же всё началось?
— Я не хочу рассказывать… Это личное, — мы доходим до противоположного конца вокзала, — Добро пожаловать в «пьяный зал». Почему так называется, думаю, догадаешься сам? Посмотри, если тебе здесь кто-то подходит для проекта.
Разглядываю окружающих в попытках отыскать интересное лицо. У меня нет определённых требований к типажу, но мне бы точно не хотелось видеть на фото опухшего, неопрятного, потерянного персонажа. Отчаявшись найти героя в этой клоаке, внезапно понимаю:
— Сергей, я хочу пофотографировать вас. Мне нравится ваша история. У вас интересный типаж. И вы трезвый, с вами можно нормально общаться, — о последнем, вероятно, не стоило говорить — я будто разбудил демона, падкого на спиртное.
— Алексей?
— Я Олег.
— Олег… слушай… Ну, хорошо. А что от меня требуется?
— Мне нужна фраза, которую можно приклеить на лоб.
— Фраза… хм… Ну, я не знаю… Ты же художник — предложи вариант.
— Может, что-то про алкоголь? Из вашей истории я так понял, что это причина всех бед.
— Да. Алкоголь — это зло. Загудел? Так обычно говорят.
Мне нравятся лаконичные, но ёмкие фразы с яркой эмоциональной окраской. Эта была из таких. Я принялся отбирать стёклышки, из которых потом составлю фразу, как вдруг Сергей и его «друг» Вадим, о котором я расскажу чуть позже, вмешались в процесс: «Слушай, а что насчёт компенсации? Может, дашь нам денег на выпивку?» Признаться честно, покупка алкоголя — это последнее, что входило в мои планы. Но у меня будто не было выбора.
Что считается «денежной единицей» в мире бомжей? Еда? Разумно. Но на практике — это интересует немногих. Наличные деньги — вариант на все случаи жизни, но если бездомному предоставить возможность купить алкоголь, он незамедлительно это сделает, а мне хотелось сначала снять кадр и получить историю, а уже затем поощрять за проделанную работу. Компенсация в виде нормального человеческого общения, которого, вероятно, не хватает им? Очень мило, но мы не в сказке. Все сводится к тому, что я должен купить бутылку водки.
По иронии судьбы ближайший к Казанскому вокзалу алкомаркет находится в 200 метрах. «Это всё моя тяга к познанию», — приговариваю я и направляюсь туда в сопровождении двух знатоков ассортимента местной точки. Чувствуется, что их тут все знают. Я не ограничивал их в бюджете, но, на удивление, они берут самое дешёвое крепкое пиво и бутылку водки. Немного поразмыслив, решают взять бутылку газировки — запивать-то чем-то надо.
В моих фантазиях этого набора должно было хватить до конца съёмки. Но, мы только вышли из магазина, как вдруг к нам подошёл один их знакомый, затем — другой, потом — третий, и каждому из бедолаг обязательно нужно отведать глоток «амброзии». Мы вернулись к вокзалу, а из спиртного у нас осталось только пиво.
Я понял, что лучше не затягивать — мой герой и его «свита» стремительно поглощают запасы алкоголя, да и темнеет рано. Я написал буквы, составил фразу и сказал Сергею, что готов. Мы вышли из здания вокзала и отправились на перрон, чтобы сделать портрет. И снова за нами увязался Вадим — «друг» моего героя. Я иду чуть впереди и краем глаза замечаю, что «сладкая парочка» как бы немного отстала. Мне показалось подозрительным, что они держатся на расстоянии, будто стараясь утаить детали разговора. Дойдя до точки, где было достаточно светло, я остановился.
— Мы будем фотографировать здесь — здесь достаточно светло, и по композиции — хорошо. Вставайте тут, а мне нужно приклеить буквы вам на лоб.
— В смысле на лоб? Это будет у меня на лбу?? Не, тогда доплату давай! Тысячу на карту сейчас! И потом делай фото! — Сергей решил включить дурачка, хотя я изначально показывал ему фотографии, которые делаю для проекта, и объяснял, в чём суть.
— Давайте я после съёмки вам куплю, что нужно, или переведу, сколько скажете, а сейчас пока просто сделаем портрет, — я понял, что это часть хитроумного плана этих бомжей, но мне нужно как-то разрешить ситуацию здесь и сейчас.
— Не, не, после съёмки — не пойдёт! Сейчас на карту скидывай! — Вадим включился в процесс.
— Так… Вы чё, решили меня развести? Думаете, я не понял, о чём вы там шушукались? Вы меня попросили купить вам бухла — я купил, а мог бы просто послать вас. Вам же тут нравится всем жить по тюремным понятиям? Вот как вы считаете, это правильно — поступать так, как вы сейчас делаете? По-пацански? Я пошёл вам навстречу, хотя мог бы сказать «оплата после съёмки». Я вам изначально показывал фото и объяснял, что буду клеить фразу на лоб… Сергей, вот вы зачем взяли Вадима с собой? Я почему выбрал вас в качестве героя? Вы мне показались адекватным, с вами можно было нормально поговорить. И в итоге что? Вы просто набухались, а теперь пытаетесь меня вдвоём развести?
— Ну… Сделай фото тогда, — очевидно, Сергей, ожидал другой реакции.
Пока клеил буквы на лоб, размышлял о том, что здесь делает Вадим. Зачем он нужен на съёмке? Кто он вообще такой? И вспомнил слова Сергея:
— Я не такой, как они. Я другой. Я добрый. Не могу ни в чём отказать, если попросят. Они меня просто используют. Они и украли у меня документы и телефон. Полиция говорит, что ищет. Но я знаю, что они тоже в доле.
Всё готово. Буквы на лбу. Хочу закончить с этим как можно скорее, но понимаю, что после съёмки нужно будет задать Сергею ещё пару вопросов по поводу истории. Вадим остыл и превратился в ассистента — он держит отражатель, Сергей — в Клинта Иствуда (только взгляните на фото), а я ещё немного остыну и окончательно окочурюсь.
Мы сделали нужный кадр и возвращаемся в тепло, как вдруг:
— Слушай, а можешь нам ещё купить выпить?
— А… да, можно… конечно…
Я ненавижу алкоголиков. Меня раздражает всё, что связано с ними. Я не хочу их видеть, а уж тем более спонсировать их пьянки. Но у меня будто нет иного выбора. Я сделал фото, но мне нужна ещё история. Чтобы мне было проще принять происходящее, я стал воспринимать их просьбы в контексте отношений между заказчиком и клиентом. Я заказчик, и мне нужны фотография и история — для этого мне требуется модель. Сергей — моя муза, источник моего вдохновения и амбре. Он исполнитель — готов поработать моделью и поведать мне историю своей жизни. Он назвал мне свой тариф — я принял условия сделки. Как бы это забавно не звучало, но я сильно сэкономил, согласившись расплатиться «алкашкой». Я бы потратил гораздо больше, если бы пришлось их всех накормить.
Возвращаемся в уже знакомый алкомаркет и повторяем ритуал. В глазах кассира читается уважение — постоянный клиент как никак. Предполагая, что больше не придётся ничего покупать, я решил не вмешиваться в процесс. Хотят напиться до беспамятства — без проблем. Главное — мне нужна история.
— Сергей, так вы мне так и не ответили… а что послужило причиной ваших загулов?
— Я же сказал, это личное!.. — я снова вижу, как его глаза наполняются слезами, — Ты знаешь, что такое лихие 90-е?
— Я тогда только родился.
— Ну, ты слышал, что такое лихие 90-е?!
— Конечно.
— Я всех друзей потерял… всех… тогда Тамбов держала одна ОПГ… та же, что и Питер, — он подходит ко мне вплотную, — Что ты ещё хочешь узнать??
— А скажите… Вот я пытаюсь понять… А если бы мы с вами вдвоём снимали… без Вадима… вы бы тоже попросили купить алкоголь?
— Нет… я бы попросил еды… а может, сейчас купишь еды?
— Я не хочу больше ничего покупать. И так весь день все ваши прихоти исполняю. Я просто реально не понимаю, почему нельзя было сразу купить всем еды?? На вас же никто не давил.
— Они меня используют, Олег. Тут каждый сам за себя. Они притворяются твоими друзьями, но на самом деле каждый хочет обмануть тебя. Я здесь единственный, кому ты можешь доверять. Ты держись меня… Я тебя не кину… — все «друзья» Сергея уже отключились и спят на скамейках (на часах 17 часов), а он продолжает «нести вахту», — А можешь купить мне кофе? Или дать 50 рублей — я сам куплю?
— Нет, Сергей. Я бы с удовольствием это сделал в самом начале… и накормил бы вас… но вы выбрали алкоголь…
— Ну, и иди нахуй! И фото удали!
Я улыбнулся и пошёл. Ехал на трамвае и размышлял, а зачем я согласился купить им выпивку, ведь я реально мог настоять на покупке еды? Приехал домой и подумал, что (в контексте проекта) я всё сделал правильно.
Я познакомился с Сергеем, когда он был нормальным мужиком. Он мне понравился. Мне понравилось его лицо: фактурное, с морщинками, глубокие глаза. Он адекватно разговаривал, и его история мне понравилась. Затем я сделал всё, чтобы увидеть его с другой стороны. Пытался понять мотивы его поступков, поверить в историю и помочь, но сложно заставить себя принять сторону героя, когда его слова не соотносятся с действиями. Мне несложно сделать замечание человеку и сказать в лицо, что я о нём думаю, но мне очень неловко воспитывать 52-летнего мужика, который мне в отцы годится.
Загудел.
Если вам нужен фотограф в Москве, переходите сюда. Скачать БЕСПЛАТНО гайд по подготовке к съёмке можно здесь.