— Хочу заказать двухчасовую фотосессию.
— Отлично, какой у вас бюджет?
— Ну, тысячи три-четыре…
Такие диалоги случаются — не могу сказать, что часто, но периодически. Обычно это происходит, если клиент впервые заказывает съемку и не вполне ориентируется в средних ценах. Я всегда стараюсь объяснить, что сделать качественную съёмку за такие деньги просто невозможно, и в самом лучшем случае стоимость будет составлять 15 000–20 000 рублей. Я очень рад тому, что мои клиенты в большинстве своем — осознанные, разумные люди, которые здраво оценивают ситуацию и могут сопоставить цены и трудозатраты. И все-таки мне жаль, что приходится расстраивать заказчиков еще на старте сотрудничества прозаическими разговорами про цены на съёмку. В основном эта малоприятная ситуация складывается из-за нечестных или просто неразбирающихся в вопросе начинающих мастеров, которые выставляют заманчивый, но совершенно нереалистичный прайс. Так что я решил: пора что-то сделать с этой ситуацией. Клиенты имеют право знать реальную цену профессиональной съёмки и не должны обманываться этими «вкусными» предложениями. Так что давайте вместе с вами посмотрим, что влияет на прайс и как вообще составляется смета.
Оглавление:
Из чего складывается цена съёмки
Для начала нам нужно решить, о какой вообще съёмке мы говорим, потому что есть два варианта. С одной стороны, вы можете заказать съёмку по принципу «все включено», где вам не нужно будет ни о чем волноваться. Да, конечно, возникнут моменты, которые потребуется решать совместно с мастером: например, вам точно придется самостоятельно выбирать локацию, или определяться с образом, или еще что-нибудь в таком роде… Но смысл в том, что это, скорее, организационные вопросы, а не финансовые. По части цен никаких сложностей не будет: вы изучили прайс-лист, выбрали оптимальный для себя вариант и сделали заказ. На этом все, больше от вас никаких вложений не понадобится.
Не так обстоит дело со «сборной» съёмкой: когда вы приглашаете специалиста, потом отдельно нанимаете парикмахера, визажиста, арендуете студию и т. п. Отчасти в этом как раз и есть секрет знаменитых съёмок стоимостью 3000 рублей. То есть система такая. Специалист пишет: цена семейной съёмки — 3000, заказывайте скорее, завтра будет дороже! Вы видите отличную цену, видите, что срок уникального предложения истекает — и спешите сделать заказ. Такая психологическая и экономическая манипуляция.
Как правило, потом, уже в личном разговоре, выясняются детали: 3000 — это только стоимость работы мастера. Могу сразу сказать, что даже такая цена для профессионала звучит смешно, но в некоторых обстоятельствах хотя бы реально: например, иногда мастера выставляют акционную цену для привлечения новых клиентов. Однако к этой сумме стоит прибавить еще тысяч двадцать просто потому, что хорошая съёмка — это командная работа, а не результат труда одного человека. Чтобы получить отличный результат, нужно пригласить визажиста, стилиста, парикмахера, арендовать студию, взять с собой необходимое оборудование и т. д.
Да, я уже слышу ваши возражения: «А у меня подружка визажист, она сделает мне макияж» или «А зачем обязательно приглашать стилиста, у меня полно дизайнерских вещей в шкафу». И я знаю, что вам ответить. Давайте попробуем разобраться, что к чему.
Цена работы визажиста для съёмки
Для начала я сразу озвучу вам цену на макияж для съёмки. Хороший опытный специалист только за мейкап берет примерно 3000–4000 рублей. Это средняя московская цена за один образ. Больше образов — больше цена. То есть если вы планируете хотя бы один раз за съёмку сменить стиль, у вас уйдет 6000–8000 только на макияж.
В эту пугающую цену входят расходники, инструменты визажиста, его время (то есть присутствие в ходе съемок) и аналитические способности (то есть мастер будет следить за ситуацией и в случае чего подправит тени или тушь). А еще, что особенно важно, — вы сотрудничаете с профессионалом.
Почему это значимо и почему я крайне не рекомендую приглашать подружку или начинающего визажиста? Потому что нам нужен именно макияж для фотосессии, а не для выхода в свет. Элементарное отличие: когда вы отправляетесь в ресторан, идете на выставку или на вечеринку — вас видят люди. Человеческий глаз воспринимает цвета и оттенки по-своему, и вашим друзьям или любимому наверняка понравятся изящные стрелки или прекрасная форма бровей. Но камера — не человек, у нее все по-другому, и мейкап она видит тоже иначе. То, что в реальности кажется отличным решением, в кадре выглядит бледно, тускло и вообще не так, как планировалось. И после первого же взгляда на такое фото вы скажете не «Ух ты, как здорово я выгляжу», а «Ничего себе, откуда эти синяки под глазами?!»
Так что я настоятельно рекомендую обращаться не к любому визажисту, а именно к тому, который предлагает макияж для съёмки. Ведь этот мастер уже сотрудничал с фотографами, изучил все особенности цветопередачи камеры и знает, как правильно работать и получить лучший результат.
Стоимость услуг стилиста-парикмахера
«Ну уж без парикмахера-то я точно обойдусь, я же каждый день делаю прическу перед выходом на работу!»… Признавайтесь, промелькнула такая мысль? Если нет — отлично: значит, вы тонко чувствуете особенности фотосъемки. Если да — сейчас вместе посмотрим, почему средняя цена за съёмку включает в том числе и услуги парикмахера.
В обычной жизни у вас может быть очень хорошая прическа, которая подходит именно для вашего ежедневного распорядка. То есть это тот стиль, которого вы придерживаетесь каждый день, он привычный, понятный и комфортный. Но съёмка — это всегда что-то большее, чем повседневность. Вы ведь собираетесь отдохнуть, развлечься, по-новому взглянуть на себя… а значит, вам понадобится новый образ, в том числе и другая прическа. Даже если вы снимаетесь в стиле кэжуал, стоит подумать о смене стиля. А уж если это свадебная фотосессия или лав-стори — тут и рассуждать не о чем: нужно приглашать парикмахера.
«Но почему бы не сделать прическу в салоне?» — так спросите вы. И действительно, в салоне-то работают опытные обученные парикмахеры — что с ними может быть не так?.. Примерно то же самое, что и с визажистом. Мастер может сделать вам хорошую прическу для реальной жизни, но в объективе она будет выглядеть в лучшем случае странно. Нередки случаи, когда стильная и элегантная укладка создавала диспропорцию и увеличивала голову по отношению к телу, добавляла ширину плечам или попросту смотрелась ненатурально, как парик. Нет, конечно, все это можно исправить через подбор ракурсов и поиск нужного света. Но скажите честно, чего вам больше хочется: расслабиться и получать удовольствие от съемок или постоянно контролировать движение головы, чтобы правильно выглядеть в кадре? Помните, что цена мастера за час остается неизменной. То есть если вы заплатили за два часа работы, у вас есть только эти два часа (ну хорошо, плюс пять-десять минут на завершение съемки — мы ведь не работаем строго по таймеру). Хотелось бы вам потратить часть этого времени на продумывание подходящих поз? Лично я считаю, что можно распорядиться этими часами и минутами более рационально. А для этого нужно правильно подготовиться, в том числе сделать подходящую прическу.
Расценки профессионального имиджмейкера
«Ну, это мне точно не нужно: я знаю, в чем хочу сниматься!» — такие ответы тоже приходится слышать. И вы, наверное, уже догадываетесь, что я хочу сказать.
Да, у вас может быть превосходный образ. У вас, безусловно, отличный вкус и правильно подобранный гардероб. Многие сейчас ходят на курсы стиля — и я бесконечно этому рад, ведь так здорово, когда много людей вокруг тебя стремятся к красоте и хотят выглядеть гармонично… Но здесь мы опять сталкиваемся с проблемой, о которой говорили раньше: образ для реальной жизни — не то же самое, что образ для фотографии. Камера видит мир по-другому. Ваши любимые брюки могут добавить вам парочку лишних килограммов, великолепное пышное платье уменьшит рост и укоротит ноги, блузка с широкими рукавами добавит объема плечам…
С украшениями история не лучше: многие из тех вещей, что в реальной жизни смотрятся вполне гармонично, на фото перетягивают внимание на себя и добавляют диспропорций. Ваши массивные серьги будут выступать на передний план и займут все место в кадре, а изящные часы, которые вы с таким трудом подбирали, вообще могут остаться незамеченными.
История насчет цвета и узора еще сложнее. Помните, например, ту забавную ситуацию с зеленым костюмом Елизаветы II? Цвет ее пиджака совпал с цветом хромакея — зеленого фона для спецэффектов и компьютерной графики. Пользователи сети принялись накладывать на удачный фон то рисунок футболок Месси, то узоры с Hello Kitty. Конечно, это не означает, что на ваш костюм тоже будут накладывать компьютерную графику. Но этот пример наглядно показывает, как важно с осторожностью и вниманием подходить к выбору нарядов, ведь при неудачном стечении обстоятельств продуманный до мелочей образ будет выглядеть нелепо или неудачно. Например, принты создают визуальный шум в кадре, яркие светящиеся детали бликуют, а некоторые предметы вашего гардероба вполне могу сливаться с предметами интерьера в комнате. Хороший имиджмейкер решит эти проблемы и избавит вас от любых затруднений на съёмке. Но это должен быть именно практикующий стилист, работающий с мастерами и знающий особенности съёмок.
Цена фотоаппаратов и другого оборудования
И вот тут мы приближаемся к самому интересному. Ведь если результат работы того же визажиста или имиджмейкера виден наглядно и его можно как-то оценить, то с фототехникой все обстоит сложнее. А между тем средняя стоимость съёмки напрямую зависит от цен на камеру и сопутствующее оборудование.
Объясню на собственном примере. Я работаю с фотоаппаратом Canon 5D Mark 4 — это по-настоящему хорошая камера, на которую можно рассчитывать в любых ситуациях. Цена такой камеры сейчас — порядка $2000, причем к ней еще нужны объективы, а это примерно $800–$2000 за одну штуку. И как бы прозаично это ни прозвучало, но эти деньги нужно заплатить, если хочешь заниматься фотографией. То есть я изначально вкладываю достаточно крупную сумму и, конечно, рассчитываю, что рано или поздно возмещу эту затрату и выйду в «плюс». Полагаю, вы согласитесь со старым добрым утверждением: любой труд должен быть оплачен. Мне бы искренне хотелось не думать о деньгах, а размышлять только о творчестве, ведь я правда люблю свою работу и от души рад, что занимаюсь делом своей жизни. Но если я не буду правильно рассчитывать цены на съёмку — в один не очень прекрасный день попросту не смогу дальше работать, потому что у меня не хватит на это ресурсов. И здесь не только я, но и все мастера Москвы рассчитывают цены на съемки именно так: исходя из цен на камеру, объективы и другое оборудование (например, штативы, вспышки и пр.).
Вы можете спросить: «Эй, но в чем проблема? Ты ведь занимаешься фотографией уже много лет и наверняка вернул себе все потраченные средства — так почему бы не снизить цену на профессиональную съёмку хотя бы теперь?» Звучит логично, и в принципе я мог бы с вами согласиться, но есть один нюанс — гарантийный пробег.
Ситуация такая же, как с двигателем автомобиля, блендером, стайлером или любой другой системой. Есть определенное количество циклов, которые выполняет техника. В рамках этого периода с ней все будет в порядке (а если вдруг не будет — производитель решит проблему). У моей камеры это около 150 000 кадров. Столько фотографий я могу сделать, понимая, что фирма Canon гарантирует мне бесперебойную работу аппарата. Дальше — чистое везение: камера может работать еще год, может сразу выйти из строя, может неожиданно устроить сюрприз в самый неподходящий момент, посреди съёмки. Как только гарантийный пробег заканчивается, аппаратуру нужно или профилактически обслуживать, или заменять, а это снова существенные вложения. Понимаете, о чем я? Все подобные издержки мастера непременно закладывают в стоимость съёмки. И это не желание заработать побольше денег, а трезвый расчет, который позволяет нам оставаться в профессии и продолжать творить.
Средняя стоимость часа работы специалиста
Ну а теперь, когда мы понимаем реальные цены, давайте рассчитаем стоимость съёмки в Москве.
Если представить ориентировочную стоимость одного кадра в рамках гарантийного пробега — выйдет что-то порядка 1–1,3 рубля за кадр. В течение съёмки мы делаем несколько тысяч фотографий. То есть стоимость работы мастера с учетом использования только фотоаппарата и больше ничего составит 2000–2500 рублей. Узнаете сумму, да? Тот самый фантастический прайс, который обещают вам демпингующие специалисты в интернете.
Но, конечно, здесь нельзя исходить только из стоимости камеры, ведь в работе задействуется и другое оборудование. Вот, например, объектив обойдется в 70–170 тысяч рублей. И одного его уж точно не хватит, чтобы получить отличные кадры. К основному объективу нужны еще и дополнительные: для уличной фотографии, для портретной съёмки и пр. Для определенного рода фотоснимков нужен свой объектив (и стоят все они по-разному). Отсюда небольшие различия в цене: например, стоимость свадебной съёмки будет несколько отличаться от той цены, которую установил специалист для маркетплейса. Но здесь мы говорим о той ситуации, когда мастер работает в строго определенной нише и не интересуется больше никаким направлением фотографии. А если он снимает и свадьбы, и портреты — цена услуг специалиста возрастает многократно.
Камера и объектив, кстати, — далеко не все, что нужно мастеру. Плюс вспышка, аккумулятор, фильтры, рефлекторы — в цены работы мастера нужно включить и это. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что без большинства этих вещей снимать нельзя (или, вернее, можно, но результат будет, мягко говоря, посредственным). Вы уже видите, что те самые 3000, о которых говорят мастера в рекламе, — это, скорее, себестоимость съёмки, а не ее реальная стоимость. Причем съёмка будет не самой качественной, а образ придется создавать вам самостоятельно.
И это я еще не говорю про обучение. Каждый мастер, если он искренне увлечен своим делом, стремится к саморазвитию. Он постоянно изучает новую информацию, практикуется, ищет новые решения, проходит курсы. На все это нужны и время, и силы, и денежные средства. Фотограф постоянно вкладывает в свое дело, чтобы становиться лучше и давать превосходный результат.
Вы можете возразить, что специалист сам заинтересован в саморазвитии, и не стоит перекладывать его расходы на клиентов. Да, частично это верно. Но так же верно и другое: чем больше мастер вкладывает в себя — тем лучший результат получаете вы. Цены на услуги мастера растут вместе с его мастерством. И если вы хотите получить действительно качественную, красивую, неповторимую по своей красоте фотографию, которая отражала бы ваш внутренний мир — лучше обратиться к профессионалу. Да, это будет дороже. Но вы получите результат, который вам понравится, а не с которым придется смириться.
«Но я же своими глазами вижу рекламу: фотосессия за 10 000 рублей»
И я такие видел. Сталкиваюсь с ними часто: обычно их показывает кричащая контекстная реклама: «Скидка только сегодня!», «Укладка и одежда в подарок!», «Все бесплатно, только приходите!»…
На самом деле такие сайты выглядят действительно заманчиво. Они хорошо оформлены, там есть и прайс, и примеры работ, и даже отзывы. Вроде бы все по плану. Но если, например, на семейную съёмку стоимость стоит ниже не то что цены по рынку, а вообще себестоимости — это всегда повод задуматься, где и на чем сэкономили.
Лично я в таком случае всегда смотрю (и вам советую) на отзывы. Причем не те, что на сайте, а те, что в свободном доступе — на ресурсах-отзовиках и в поиске. И достаточно просто посмотреть, сколько звезд ставят клиенты, чтобы убедиться: это будет не съёмка, а провал. Например, одежду, любезно предоставляемую в рамках акции на безвозмездной основе, редко кто-то стирает или хотя бы проглаживает отпаривателем. Вы просто приходите и надеваете то, что две минуты назад носил другой человек. Уже неприятное начало съёмки, не так ли? Другая проблема — визажисты и парикмахеры, работающие бесплатно. Конечно же, они не будут стараться, поскольку получат мизерное вознаграждение. Даже если они участвуют в таких проектах, чтобы получить работы для портфолио, энтузиазма все равно минимум. Потому что человек готов выкладываться на полную, только когда получит за это хорошую награду. После «бесплатного» макияжа на съёмках клиенты чувствуют сплошное разочарование, а единственное, чего им по-настоящему хочется, — чтобы все это недоразумение, именуемое почему-то съёмкой, поскорее закончилось и никогда больше не повторялось.
Я сейчас не утрирую, а просто пересказываю прочитанные недавно отзывы. Из этических соображений я не стану давать ссылки на отзовик, ведь там упоминаются имена фотографов и название фотостудий. Но вы легко можете сами прочитать похожие фидбеки. Просто найдите в сети фотографа, который снимает за 3000, а потом поищите на отзовиках впечатления от его работы.
Больше чем уверен, что в половине случаев вы узнаете: недорогая съёмка — обман. Нужно будет или доплатить за готовые фото, или внести оплату за студию, или еще что-то в этом роде. В другой половине случаев вам встретится начинающий специалист, собирающий портфолио. Он, конечно, будет очень стараться, выложится на максимум, но все равно получится сомнительное качество, потому что новичок — это не профессионал.
В чем разница между профессиональным и начинающим специалистом
Примерно в том же, в чем разница между профессиональным и начинающим стоматологом. Начинающий дантист может быть очень талантливым человеком, который в будущем заслуженно сделает себе громкое имя; он может быть вашим знакомым; вы можете искренне радоваться его успехам в работе, первым заказам и укрепляющейся репутации, но лечить зубы вы пойдете все-таки к опытному специалисту.
Точно так же дело обстоит с фотографиями. Возможно, это не настолько очевидно, потому что плохой снимок вы просто отбросите и забудете, а на здоровье он никак не повлияет… казалось бы. Но просто вспомните свои ощущения, когда вы видите неудачное фото. Как вы себя чувствуете? Что думаете о себе? Остаются ли на прежнем уровне ваши самооценка и мотивация? Пожалуй, мало найдется в мире людей, которым комфортно было бы получить несимпатичный снимок, да еще и за деньги. И ладно бы это была просто фотография с прогулки: а как быть, если это снимок со свадьбы или долгожданная съёмка с родителями? Тут уж точно не до самоиронии, одни негативные эмоции. А они как раз ощутимо влияют на качество нашей жизни.
Кроме того, подумайте: съёмка у начинающего мастера тоже имеет свою стоимость. Да, пусть это будет не тридцать тысяч, а десять, но ведь десять тысяч — тоже деньги. Вы тратите время, силы, часть своей жизни на то, чтобы их заработать. И потом отдаете эти деньги за непонятную съёмку с непредвиденным результатом. По-моему, это довольно рискованное предприятие. Лично я убежден, что из двух вариантов — недорогая услуга сомнительного качества и дорогостоящая, но высококлассная работа — стоит выбирать второй. Вы, безусловно, можете поступать так, как считаете нужным. Но человек должен принимать информированное согласие. Если вы трезво оценили все риски и готовы пригласить непрофессионала на свадьбу из-за невысокой стоимости — отлично, это ваше право. Но если вам обещают съёмку уровня Тима Уокера по цене 10 000 за вечер — это явный признак того, что вас пытаются обмануть.
Мне бы хотелось, чтобы отношения между клиентом и мастером были честными и прозрачными. Поэтому я сейчас и рассказываю о том, как формируется прайс мастера: чтобы вы понимали, чего требовать от настоящего мастера, и не ждали чудес от начинающего автора.
Так значит, недорогой мастер никогда не снимет хорошо
Не совсем так.
У профессионала цены действительно никогда не будут низкими по понятным причинам. Стоимость техники, дополнительного оборудования, время и усилия, потраченные на обучение, — все это, будем так говорить, «входит в цену». Но я бы не сказал, что цена — всегда признак качества.
В профессиональной среде бывает и так, что цены растут, а мастер как мастер своего дела остается на прежнем уровне. У него уже есть портфолио, есть репутация, к нему приходят по рекомендациям, у него запущен сайт — все вроде бы хорошо, но чего-то не хватает. Человек просто выгорел и не хочет дальше расти. Вот к таким мастерам я бы не советовал обращаться ни в коем случае. Здесь уже речь не о творчестве, а о профессиональном заработке, где во главе всего — прайс на съёмку, а не искусство.
С другой стороны, обращаясь к такому специалисту, вы совершенно точно обращаетесь к мастеру. Он знает все секреты композиции. Он понимает, как работает свет. Он интуитивно чувствует, какая локация подойдет вам для съёмок, какой образ лучше выбрать, где и в какое время сниматься. У опытного специалиста уже есть список студий (а возможно, и хорошие скидки на них), и он безошибочно порекомендует то, что вам нужно для реализации задумки. А вот начинающий, хоть и талантливый мастер — это почти всегда гарантированные проблемы.
Даже если мастер перспективный, у него все еще мало опыта. Он может очень стараться, но результат будет хуже ожиданий. Неправильный свет, неподходящий объектив, неудачный ракурс — вроде бы ничего серьезного, но качество фотографии страдает, а очарование задумки распадается. Кому-то такое фото вполне может понравиться. В целом все неплохо, так зачем придираться к мелочам? Но для внимательного зрителя, ценящего настоящую красоту, как раз эти мелочи и имеют принципиальное значение. И если вам важна эстетика — вы ни за что не согласитесь на такой компромиссный результат.
Однако у начинающего мастера есть свежий взгляд, море креативных идей, желание достигать вершин и силы на реализацию задумок. Хотите работать с энтузиастом, желающим доказать всему миру свою состоятельность? Тогда вам к начинающему мастеру. Кто знает — возможно, при каком-то особенном стечении обстоятельств именно у него во время вашей съёмки получится шедевр. Ничего в этом мире исключать нельзя. Я ни в коем случае не запрещаю вам обращаться к неопытному мастеру, если таково ваше желание: в конце концов это ваша съёмка, и только вы решаете, какой она будет. Но я настоятельно обращаю ваше внимание на риски, с которыми вы неизбежно столкнетесь, и напоминаю, что цены у новичка не могут быть такими же, как стоимость съёмки у профессионального мастера.
Хорошо, но что все-таки делать: стоит выбирать специалиста по цене или нет
Я бы сказал так: цена специалиста — не единственный критерий выбора. В Москве много мастеров, предлагающих примерно одинаковые условия по примерно одинаковой стоимости, но только один из них — ваш мастер. Выбирайте того, в ком чувствуете «своего» человека. Не спешите: рассмотрите портфолио, обдумайте все тщательно, переговорите с мастером. Именно личные впечатления подскажут вам, стоит ли сотрудничать с этим человеком. На том этапе, когда вы выбираете из нескольких одинаково хороших претендентов, цена уже не так важна.
Но зато она имеет огромное значение на первом этапе. Спросите у мастера, сколько стоит съёмка, — и его ответ скажет вам все. Неоправданно низкая стоимость говорит или о том, что вас пытаются обмануть и нужно приготовиться к скрытым платежам, или о том, что человек не понимает истинной ценности хорошей фотографии. В обоих случаях я бы не стал сотрудничать с таким специалистом.
В самом начале пути, когда вы еще только присматриваетесь к кандидатам, именно прайс поможет вам отфильтровать неподходящих мастеров. Зная точно, как рассчитываются цены на съёмку в Москве, вы сможете подсчитать средний бюджет. Видите, что съёмка получается ниже себестоимости? Без сожаления отказывайтесь от кандидата: здесь наверняка что-то не так, и лучше даже не выяснять, что именно. Видите, что съёмка примерно вписывается в рамки бюджета? Отлично, с этим кандидатом можно работать дальше. Включаем его в «шорт-лист» и продолжаем искать. Когда у вас соберется достаточно внушительный список — можно начинать переговоры и узнавать больше о каждом мастере. Именно так вы найдете хорошего специалиста по достаточно высокой, но соответствующей здравому смыслу цене.
То есть заказать съёмку недорого совсем никак нельзя?
В абсолютном большинстве случаев, увы, нет. Мастер, который знает цену одной фотографии, просто не будет делать ее дешевле: не потому что жадный, а потому что это несправедливо по отношению к искусству. Но бывают и такие случаи, когда найти недорогого мастера можно, и при этом качество тоже не подведет.
Первая ситуация — это ваш личный друг или родственник, который хочет сделать вам подарок. Тогда, конечно, ни о каких деньгах речи не идет. Тут от вас ничего не требуется: просто будьте в хорошей форме к началу съёмок, расслабьтесь и радуйтесь тому, что в вашем окружении есть такой замечательный человек.
Вторая ситуация — так называемая съёмка Time for Print, или сокращенно TFP. Это — время за фотографии, то есть по сути от вас требуется участие в съёмке. Но здесь не все так просто. Например, модели обычно приходится оплатить студию (а это порядка 5000, не меньше). Плюс возникает вопрос с визажистами и имиджмейкерами: иногда специалист и модель оплачивают их услуги пополам, иногда модель или мастер берут это на себя. Но в случае с TFP важно помнить, что по контракту фотографии не принадлежат вам, это собственность мастера. Если вас такая ситуация устраивает — можно поэкспериментировать.
Ну и третья возможность — найти начинающего, но талантливого мастера. Да, такие бывают. И да, талант — не значит безошибочные решения. Опыт и гениальность — вообще разные вещи, и здесь вам может не повезти. Но может и повезти: получится отличная креативная съёмка у мастера, который через десять лет станет знаменитым на весь мир. Причем по цене, о которой можно только мечтать! Однако это сработает, только если вы сумеете разглядеть талант в начале его трудного пути. Дерзайте, если любите рисковать, — все может получиться.
В остальных случаях, увы, снизить стоимость съёмки без потери качества не удастся никак. Поэтому я рекомендую здраво оценивать ситуацию и в своих расчетах исходить из реальной, а не желаемой стоимости фотографии.